Пусть встречаются и разговаривают, но Арцах не будет в составе Азербайджана: Давид Бабаян

ЕРЕВАН, 1 НОЯБРЯ, 24News

 

8-9 ноября, по сообщениям российских СМИ, в Москве возможно состоится очередная трехсторонняя встреча лидеров России, Армении и Азербайджана, на которой будут обсуждены вопросы демаркации и делимитации границ и разблокировки региональных коммуникаций.

Вопрос демаркации и делимитации напрямую связан с будущим урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

Вокруг этой темы 24News побеседовал с министром иностранных дел Республики Арцах Давидом Бабаяном.

- Г-н Бабаян, какие дискуссии ведутся в связи с арцахской проблемой? В ходе возможной встречи Путин-Алиев-Пашинян могут быть затронуты и вопросы демаркации и делимитации границ. Что нового повлечет это для Арцаха?

- Знаете, ничего нового это для Арцаха не повлечет. Мы были, есть и останемся на своей земле. И наша позиция не изменилась, мы против любого варианта быть частью Азербайджана, это для нас неприемлемо. Это красная линия, о чем мы всегда говорили, и дальше будем говорить. Мы никогда не будем в составе Азербайджана. Думаю, это должно быть понятно всем.

- По поводу этой возможной встречи были ли обсуждения с властями Армении?

- Мы придаем важность любым встречам, естественно, рассматривая их как гарантию стабильности и мира. Но наша позиция, хочу еще раз подчеркнуть, не изменилась - любой статус внутри Азербайджана для нас неприемлем. Остальные пусть встречаются, разговаривают, обсуждают.

- А какие сигналы вы получали с российской стороны в связи с Арцахом?

- Российская сторона через своих миротворцев выполняет большую миссию по поддержанию мира и стабильности в регионе. Если не будет российской миротворческой миссии, не будет и Арцаха. Правда, если бы не Арцах, в огромном регионе создалась бы очень непредсказуемая ситуация: Закавказье, Северный Кавказ, Сибирь, Средняя Азия, Ближний Восток, Синьцзян и т. д. Мы это тоже понимаем. Но сейчас мы высоко ценим миротворческую миссию России.

- Когда Байден встречался с Эрдоганом, по данным Белого дома, они также упомянули «дипломатические усилия на Южном Кавказе». Как вы думаете, что это значит, когда Байден обсуждает Южный Кавказ с Эрдоганом?

- Это не случайно, ведь и для США и для Турции Закавказье - один из важнейших регионов. Особенно для Турции: этот регион находится в центре ее экспансионистской политики. И то, что они обсуждают, не случайно. Конечно, мы должны относиться ко всему этому очень хладнокровно. Судьба этого региона и геополитический ландшафт во многом зависит и от нас.

- Недавно на заседании дискуссионного клуба «Валдай», касаясь армяно-азербайджанских отношений, Владимир Путин сказал, что стороны должны обсуждать и идти на компромиссы. Он отметил о картах, хранящихся в Генштабе ВС РФ. Также Путин сказал о подключении Минской группы в случае необходимости. Что хотел сказать президент РФ?

- Мне некорректно комментировать то, что сказал Владимир Путин, вы можете это уточнить в соответствующих инстанциях. Мы видим заинтересованность России в поддержании мира и стабильности в регионе. И это один из самых важных вопросов. Если все будут заинтересованы и лучше поймут ситуацию со всеми игроками, это пойдет на пользу нашему региону, укрепит мир, стабильность и предсказуемость.

- А какие сигнады доходят до вас от американцев и французов - двух других сопредседателей Минской группы?

- Мы видим, что они тоже хотят, чтобы сопредседатели Минской группы возобновили свою работу. Посмотрим. Мы ждем, между прочим, визит сопредседателей Минской группы ОБСЕ в регион, чему придаем важность. Теперь просто нужно смотреть, когда это произойдет, в ходе этих встреч многое будет ясно.

- Вы можете примерно указать, когда состоится такой визит?

- Это вроде должно быть либо до конца года, либо в начале следующего года.

- Недавно снова зашла речь о формате 3+3, где должны быть задействованы Иран, Турция, Россия, Армения, Азербайджан и Грузия. Видите ли вы предпосылки для формирования такого формата? Каково ваше отношение?

- Еще в ноябре прошлого года, после войны, я лично несколько раз говорил, что такие форматы будут. И это в некоторой степени объективный процесс. Но мы должны отделить от этого урегулирование азербайджано-карабахского конфликта, которым официально занимается Минская группа ОБСЕ - с точки зрения поддержания геополитического диалога и сохранения баланса сил в регионе. Во втором - закавказском геополитическом измерении, могут быть созданы и, вероятно, будут созданы платформы для поддержания взаимоотношений и баланса. Одна из них - Россия, Турция, Иран плюс страны региона, возможно, здесь будут участвовать и другие страны. Но это, так сказать, параллель. И эта платформа будет заниматься не урегулированием азербайджано-карабахского конфликта, а скорее процессами развития и поддержания геополитического баланса и разработкой и сохранением отношений в регионе.