Открою секрет: сам Серж Саргсян в 2016 г. потребовал вовлечения Карабаха в переговорный процесс

ЕРЕВАН, 27 ДЕКАБРЯ, 24News

նիկո
Премьер-министр Армении Никол Пашинян опубликовал на своей странице в Facebook сообщение по поводу обсуждений его последнего интервью.

«Обсуждения после моего интервью 24 декабря о переговорном процессе по урегулированию нагорно-карабахского конфликта выявили ряд фальсификаций, выявление которых чрезвычайно важно.

1. Участие азербайджанского населения Нагорно-Карабахской автономной области в определении окончательного статуса Нагорного Карабаха, уже как части современного населения Нагорного Карабаха закреплено в Мадридских принципах, которых с 2007 года придерживается и принимает за основу для переговоров. К счастью или к сожалению, мы не можем сказать, что какой-либо политический деятель Армении или Арцаха не знал об этом, потому что Мадридские принципы были опубликованы в Интернете задолго до того, как я стал премьер-министром. Возникает вопрос: почему против этого не взбунтовались бывшие высокопоставленные чиновники?

2. Вы помните, что после 9 ноября 2020г. говорилось о том, что была возможность остановить 44-дневную войну в обмен на гарантии возвращения в Шуши проживавших там во времена Нагорно-Карабахской Автономной Республики азербайджанцев и/или членов их семей. Те же круги осенью 2020 года говорили, что таким образом был шанс сохранить Шуши армянским, но я не пошел на это, на что я возразил, что 90% населения Шуши при НКАО было азербайджанским – как вы представляете это армянским городом? И тогда меня обвинили в том, что я говорю, что Шуши не был армянским. Почему же эти же люди сейчас расстроены содержанием переговоров, которые велись до того, как я стал премьер-министром? Осенью 2020 года они выступали за возвращение азербайджанцев в Шуши, а теперь - против? И в 2007 год были за, а сейчас против?

3. А теперь они не устают повторять, что только власти, избранные народом Арцаха, могут представлять народ Арцаха в переговорном процессе. Кто спорит? Это один из самых важных моих тезисов с 2018 года. Возникает другой вопрос: почему те же люди не подняли шума, когда в 1998 году с легкой руки Р. Кочаряна Арцах был исключен из переговорного процесса. И не думайте, что они хотят вернуть Арцах за стол переговоров, они хотят устранить Армению из-за стола переговоров. Сейчас как раз есть повод, раскрыть секрет: Серж Саргсян и его партия обвиняют меня в том, что я потребовал вернуть Нагорный Карабах за стол переговоров, чем якобы ухудшил нашу переговорную позицию.

В 2016 году Серж Саргсян также потребовал от посредников немедленно вовлечь Нагорный Карабах в переговорный процесс. Это ухудшило нашу переговорную позицию? Кстати, в это же время Серж Саргсян пытался обосновать, что проживающие в НКАО азербайджанцы должны участвовать в вопросе определения будущего статуса Арцаха - в той же пропорции, в какой они проживали в НКАО в 1988 году. Зачем он это сделал? Потому что понял, что по логике содержания переговоров, во время предполагаемого референдума, который может состояться 100 лет спустя, азербайджанцы могут составить большинство в Нагорном Карабахе. Смог ли он решить эту проблему? Конечно, нет, и именно по этой причине в апреле 2018 года он говорил о безнадежном состоянии переговорного процесса, тупике и надвигающейся войне.

4. В нашей реальности пропаганда известных кругов привила общество к неправильному пониманию того, что термины «окончательный статус Нагорного Карабаха» и «самоопределение» обязательно означают независимость Нагорного Карабаха. Конечно, это не так, потому что автономная область - тоже статус, независимость - тоже статус. Проясняет ли содержание унаследованного мною переговорного процесса эти вопросы, разъясняет ли оно, что подразумевается под статусом? Конечно же нет. Армянская сторона всегда гордилась тем пунктом, что вопрос или вопросы, выдвигаемые на потенциальный референдум о статусе Нагорного Карабаха не должны иметь никаких ограничений в формулировке и могут предполагать любой статус. Да, любой статус может означать независимость, но любой статус также может означать регион в составе Азербайджана. Если мы прибавим к этому то, что в содержании переговоров не конкретизируется, на какой территории должен проводиться референдум, и не указывается, кто должен формулировать вопрос, который будет вынесен на референдум, то получается, что в соответствии с унаследованным мною содержанием переговоров, можно было бы также поставить на референдум следующий вопрос: согласны ли вы, чтобы Нагорный Карабах был автономной областью в составе Азербайджана? Содержание переговоров не поясняет и то, что если люди голосуют «против», что это означает - независимость или нулевой статус?

Кстати, в дискуссиях есть и вполне законный вопрос. Какова цель сейчас в содержании переговоров говорить о положениях, касающихся азербайджанского населения Нагорного Карабаха? Цель одна: защитить право жителей Арцаха, перемещенных в результате 44-дневной войны, жить в Арцахе под армянской юрисдикцией. Но это вопрос переговорной тактики и вопрос дальнейшего обсуждения», - написал он.