Экс-глава Службы нацбезопасности Армении назвал виновного в провале войны в Карабахе

c1d6cc504762404794bc4a8b3d90df8f.jpg

Результат карабахской войны расколол армянское общество на противоборствующие политические лагеря. Многие обвиняют в произошедшем действующую власть и требуют отставки премьер-министра. Другие — более сдержаны. Кто-то продолжает верить в Никола Пашиняна, считая, что все еще можно изменить. А некоторые просто боятся, что если он уйдет, придут бывшие лидеры, против которых и было устроено восстание в 2018 году.

Один из самых яростных противников премьер-министра Армении — организатор протестного движения, экс-руководитель Службы национальной безопасности Артур Ванецян, считает, что политический кризис можно решить только одним способом — отставкой Пашиняна. Вместо него должен прийти человек с хорошим имиджем и крепкими связями с руководителями других государств. Особенно с российской властью.

О том, что будет с Арменией и Карабахом, кто виноват в трагических для армянского народа итогах войны, что надо предпринимать и какие выводы делать Артур Ванецян рассказал в эксклюзивном интервью ФАН.

Что произошло в Нагорном Карабахе?

— Господин Ванецян, спасибо, что согласились уделить мне время. Хотелось бы начать с самого главного — это Карабах. Кто-то обвиняет власть, например, генерал Мовсес Акопян. Власть обвиняет генерала, размахивая кулаками после драки. Хотелось бы все-таки услышать спокойное, четкое мнение. Ваш взгляд на произошедшее, с учетом того, что проблема не решена, во всяком случае для меня. Пункты соглашений вызывают больше вопросов, чем ответов. До сих пор не все пленные вернулись домой. Разыскивают без вести пропавших. Что произошло, и кто в этом виноват?

— Во-первых, добрый вечер. Кто виноват? Виноват один человек, и его зовут Никол Пашинян. И, к сожалению, этот человек сейчас до сих пор занимает должность премьер-министра Армении. То, что произошло, это все из-за его непрофессионализма, незнания элементарных вещей и непонимания, что он уже не обычный журналист, а руководитель страны. Он 2,5 года методично вел нашу страну к войне. Мы много раз его предупреждали, что такой подход к делам приведет к трагедии. Но, честно говоря, мы  не предполагали, что трагедия будет такого масштаба. У нас почти пять тысяч убитых, почти 10 тысяч раненых, больше тысячи людей, пропавших без вести. И государство, к сожалению, ничего не делает для возвращения наших без вести пропавших, а также трупов, которые остались в зоне боевых действий.

О чем это говорит? Говорит  о том, что, во-первых, в стране сейчас нет руководства. Республика Армения просто не имеет руководителя. Во-вторых, человек, который подписал этот позорный акт капитуляции, не имеет морального права предъявлять претензии к азербайджанской стороне. Я это говорю с большой горечью, и для меня это просто стыдно. Никол Пашинян во всех грехах обвиняет всех, кроме себя, он не берет на себя ответственность. В Армении есть одна большая проблема и ее зовут Никол Пашинян. Вот с его уходом нам удастся решить очень много вопросов, которые есть в нашей стране.

— Хотелось бы поподробнее. Многие говорят, что прежней Армении — нет. А какая есть и какая будет? После Пашиняна, например.

— Смотрите, 2,5 года Никол Пашинян и его команда методично разрушали армяно-российские отношения. Ни для кого не секрет, что Россия и Армения исторически были стратегическими партнерами. С приходом к власти команды Пашиняна эти отношения ухудшались с каждым днем. В правительстве появились люди с антироссийскими взглядами. Никол Пашинян постоянно говорил, что он построил демократию, провел революцию, ему никто не указ, так как он человек, который является лидером всего мира. Но на самом деле оказалось так, что мы пришли к этой войне. Я хочу отметить, мы пришли к ней из-за того, что Никол Пашинян вместо реальной работы говорил какие-то популистические высказывания, выйдя из переговорного процесса в рамках Минской группы ОБСЕ.

Я лично его спрашивал публично, задавал вопрос: «Раскройте тайну, по какому документу или на какую тему вы ведете переговоры по нагорнокарабахскому конфликту?» — он цинично в парламенте ответил: «Кое-кто меня спрашивает, по какому документу я веду переговоры и о чем договариваюсь с азербайджанской стороной. О чем хочу, о том и договариваюсь». Это был дословный ответ Никола Пашиняна. И вот мы увидели, о чем он договаривался, он договаривался о сдаче наших исторических земель. В самом плохом сне мы не могли представить, что нагорнокарабахский конфликт решится так, как он решился.

— А он решился?

— Нет. Вы задали важный вопрос. И после всего этого он не решился. В итоге мы не имеем статуса по Нагорному Карабаху, в итоге мы потеряли кроме тех семи районов, которые были около Нагорного Карабаха, еще и территории самого Нагорного Карабаха. То есть мы потеряли наш исторический город — Шуши, мы потеряли Гадрутский район, город Гадрут. И в настоящее время азербайджанские вооруженные силы беспрепятственно заходят на любые территории Карабаха, пугают людей, жителей, армян, которые живут в селах. И это безвластие и неумение защищать армянское население привело к тому, что наши мирные жители остались один на один с азербайджанскими вооруженными силами.

К сожалению, вы правильно сказали, что Армения совсем другая и нет той гордой страны, которая была до недавнего времени. Но мы, армяне, народ с богатой историей, за всю нашу историю у нас было очень много войн, у нас был геноцид в начале XX века. Мы все это пережили, и переживем этот период. И мы возродимся и станем тем гордым народом, которым мы были.

Дезинформация со стороны Пашиняна

— Хотел бы пройтись некоторым тезисам, которые обозначил премьер-министр во время обращения к гражданам. Первое, госструктуры всегда давали информацию о том, что происходит на поле боя, всегда говорили правду.

— Я как человек военный, прекрасно понимаю, что в военное время используется также дезинформация. Но дезинформация должна иметь какие-то рамки, дезинформацию можно давать 10-30% максимум. Но он (Пашинян. — Прим. ФАН) давал 100% дезинформации.

— Откуда эти пропорции? Я вот не смог никак найти.

— Вы должны иметь реальную информацию что происходило, а также иметь специальные навыки и понимать, что это была 100% дезинформация. Я приведу только один пример. 9 ноября, напомню, был этот «акт капитуляции» (документ был подписан в ночь с 9 на 10 ноября. — Прим. ФАН), я его так называю. Когда уже было понятно, что он должен был подписать этот «акт капитуляции» 9 числа днем, он в своем аккаунте в Facebook написал следующую фразу: «Бои за Шуши ведутся». В итоге через несколько дней после подписания этого акта президент Арцаха Араик Арутюнян в обращении к гражданам сказал, что с 4 на 5 ноября мы уже полностью потеряли контроль над городом Шуши.

То есть с 4 на 5 ноября уже было понятно, что Шуши полностью находятся под контролем азербайджанских вооруженных сил. А Никол Пашинян, 9 ноября, перед подписанием этого акта говорит, что бои за Шуши еще ведутся. Это дезинформация или просто обман? Я думаю, это обман. И эти 44 дня обмана, которые были за период войны, имели одну цель — удержаться у власти. Потому что начальник генерального штаба вооруженных сил Армении в своем заявлении сказал, что на 3-4 день войны доложил Пашиняну, что армянские силы не в состоянии победить в этой войне и нужно решить вопрос дипломатическим путем. Никол Пишанян после этого заявил, что на любом этапе урегулирования нагорнокарабахского конфликта мы должны были сдать Шуши. В итоге, когда он об этом сказал, пресс-секретарь МИД Армении сообщила, что вопрос о сдачи города не стоял во время переговоров.

После этого глава МИД Армении подал в отставку, а президент России Владимир Путин заявил, что 19-20 октября предлагал Пашиняну заключить мир и решить вопрос о прекращении военных действий. В это время не стоял вопрос о сдачи Шуши, Гадрутского района и других территорий. Предлагался так называемый «план Лаврова», который предполагал сдачу пяти районов вокруг Нагорного Карабаха. После этого обсуждение статуса самого Нагорного Карабаха, а потом сдача еще двух районов. При этом должна была сохраниться четкая сухопутная связь между Нагорным Карабахом и Арменией.

Сейчас что мы имеем? Мы имеем сдачу семи районов, сдачу города Шуши, Гадрутского района и других сел. То есть у нас было 12,5 тысячи квадратных километров, сейчас осталось всего 2,5 тысячи квадратных километров. И плюс к этому, взяли на себя обязательство через суверенную территорию Республики Армения, город Мегри, дать сухопутную дорогу, которая будет соединять Нахичеванскую Автономную область и Азербайджан. Что это означает для нас? Азербайджан имеет сухопутную границу через территорию Армении со своим автономным округом, который граничит с Турцией. И вы представляете, что Турция и Азербайджан на этом не остановятся. Через какое-то время они найдут повод для агрессии к самой Армении. Мы имеем непонятное решение. И вот то, что я вам рассказал, проанализируйте сами, что творится на самом деле. Никол Пашинян и его пропаганда не использовали дезинформацию как инструмент, а они просто нагло врали всему обществу.

Угроза безопасности для Армении

— Никол Пашинян сказал, что основная задача власти — обеспечить внешнюю и внутреннюю безопасность. Вы, как человек, который не понаслышке знаком с тем, что такое обеспечение безопасности, ответьте на вопрос, в каком состоянии сейчас безопасность Армении?

— Безопасность Армении сейчас находится под реальной угрозой, потому что из-за конфликта в Карабахе армянские вооруженные силы имеют очень много потерь. Также за последние 2,5 года в Армении поменялось пять руководителей спецслужб. Руководство спецслужб меняется очень-очень редко. А у нас за 2,5 года уже пятый директор Службы национальной безопасности, третий или четвертый начальник полиции.

— И каждый имеет доступ к секретной информации, соответственно.

— Да-да. И мы имеем сейчас очень шаткую ситуацию с безопасностью. И я несколько раз говорил и повторюсь, каждая минута, проведенная Пашиняном в кресле премьер-министра — это угроза национальной безопасности Республики Армения и Республики Арцах.

Зодский рудник

— Можете прояснить ситуацию с зодским рудником. Как так оказалось, что половина рудника сейчас принадлежит азербайджанцам?

— Когда мы говорим, что Никол Пашинян должен уйти, он и его пропагандисты. Вот националистические силы не хотят смириться с подписанным трехсторонним заявлением, они хотят возобновления военных действий. Я несколько раз официально заявлял, что мы не хотим их возобновления. Мы говорим, что человек, подписавший «акт капитуляции», не имеет морального права и не сможет представлять интересы Армении в том договоре, который будет заключен по итогам этого подписанного заявления.

То есть мы просто имеем человека, проигравшего «лидера», который должен представлять интересы не только Армении и Нагорного Карабаха, а вообще всего народа, но он не в состоянии. Он не имеет морального права представлять наши интересы в таком важном вопросе. Он должен уйти, его место должен занять человек, который понимает, что такое государство и государственность, и который сможет говорить, как равный партнер и с Россией, и с Азербайджаном.

— Так, а что с рудником делать?

— В договоре про рудник, понятное дело, ничего не написано. Но Никол Пашинян и его команда, будучи дилетантами и не понимая всей ответственности того документа, который они подписали, не смогли решить вопрос с рудником. Что они говорят? Они говорят, что часть рудника находится в Нагорном Карабахе, и теперь она по этому заявлению отходит под контроль Азербайджана. Но можно было этот вопрос изначально решить. Что происходит? Мы теряем часть рудника, который является четвертым налогоплательщиком в стране, там работают больше тысячи людей, и в экономике Армении это имеет большое значение.

В Армении и так тяжелая экономическая ситуация, коронавирус продолжает влиять на экономику страны, война была — сколько денег мы потратили. Из-за конфликта в Нагорном Карабахе в Армению не будут приходить инвесторы. То есть курс валюты сейчас у нас падает, мы будем иметь очень серьезные экономические последствия и из-за войны, и в том числе из-за рудника. Четвертый налогоплательщик страны практически перестает существовать. Как быть — я не знаю. Никол Пашинян должен уйти, потому что он не в состоянии, он морально не имеет права и не может там выступать и делать какие-то вещи во благо Армении. Он просто не может.

Будущее Армении

— Знаете, многие с вами не согласятся и будут настаивать, чтобы Никол Пашинян остался. Не потому, что они его любят, а потому, что боятся, что придут прошлые. Вот как быть с этим?

— В Армении есть, я уже говорил, 100% консенсус, что Никол Пашинян должен уйти. Но нет консенсуса, кто должен прийти. Никол Пашинян за 2,5 года будучи у власти, а также десятки лет до этого компрометировал прежних руководителей страны. В обществе есть такое отношение к бывшим властям, что лучше уж Никола, чем они. Но на самом деле, это не так. Это очередная манипуляция со стороны Пашиняна, которой он прекрасно пользуется.

Представитель Сержа Саргсяна четко дал ответ, что тот не хочет сейчас быть в активной политике, и он не будет премьер-министром страны. Также мы можем с уверенностью сказать, что Роберт Кучерян не стремится к власти, хотя официального заявления не поступало. Что делает Никол Пашинян? Он всех связывает с бывшими, в том числе и меня. Человека, который стал известен обществу и населению страны, и начал заниматься политической деятельностью после так называемой революции в Армении в 2018 году. Он меня связывает с бывшими. Человека, который стал директором Национальной безопасности Республики Армения сразу после революции. Я был одним из символов этой революции, и я боролся с как коррупционерами. Я говорил и хочу сказать для наших русскоговорящих зрителей, самую большую карьеру среди так называемых бывших сделал Никол Пашинян. Он два раза избирался депутатом и стал премьер-министром. Я был сотрудником Службы Национальной безопасности, таких как я — были тысячи. И теперь он связывает меня с бывшими, и всех пугает, что бывшие или сами придут, или в лице другого, связанного с ними.

Все это — обычная манипуляция. Я прекрасно понимаю, что долгие годы такой работы, которая велась в обществе, дала какой-то результат. Но это все прошло, и уже не стоит вопрос, кто придет во власть, кто будет руководить страной. Сейчас стоит вопрос о спасении нашей Родины. И тот человек, который согласится в трудную минуту возглавить страну, должен быть сильным патриотом, понимающий, что не все будут им довольны. И может быть через год или полгода у людей будет к нему отрицательное отношение, и он уйдет вообще из политики.

— И последний вопрос. Очевидно, что у Армении кроме России союзника нет. Это понятно мне, это понятно вам. После войны, после реакции США и других стран, стало ли это понятно тем, кто стоял во время революции с антироссийскими плакатами?

— Нет. Они по-прежнему в своей душе, я извиняюсь за такое слово, ненавидят Россию. Они хотят, чтобы Армения была на другой волне. А остальной армянский народ понял, что единственным реальным союзником, который помогает Армении, остается Россия. Я высоко ценю то, что лично сделал президент РФ Владимир Путин. В своем последнем интервью он сказал: «Несмотря на личные отношения между политическим руководством, армянский и российский народ навеки были братскими. Исторически это были братские народы, и это должно сохраниться. Я уверен, что у Армении и России должны быть очень сильные связи. Армяне и россияне, в том числе и власти наших стран, должны делать все для общего блага».

Видеоматериал доступен здесь