Стратегия США в Сирии обернулась полным фиаско

А

В ходе четырех лет своего правления президент США Дональд Трамп неоднократно обещал, что США больше не будут заниматься строительством наций. Он утверждал, что долгосрочные усилия Вашингтона по реконструкции и стабилизации переживших войны обществ были ошибочными и обречены на провал. И по большей части Трамп добился успеха: за время своего пребывания у власти он сократил численность войск в Ираке и Афганистане, а также сократил финансирование продвижения демократии почти на $1 млрд, пишет бывший посол США в Сирии Роберт Форд в статье, вышедшей 25 января в Foreign Affairs.

Но в случае с одной страной — Сирией, где цели Белого дома были довольно зыбкими, — администрация Трампа отошла от своего принципа, предполагающего категорический отказ от национального строительства. Вашингтон пытался с помощью военной силы и экономического давления вынудить президента Сирии БашараАсада пойти на масштабные конституционные реформы и создание курдской автономной зоны на северо-востоке страны. Под контролем США этот регион превратился в полугосударство с собственной армией — Демократическими силами Сирии (ДСС) —и сложившейся бюрократией, в которой преобладали сирийские курдские отряды народной защиты (YPG) и ее политическое подразделение — партия Демократический союз (PYD).

Спустя шесть лет и примерно $2,6 млрд вложенных в него средств это мини-государство можно считать детищем Вашингтона, выросшим под военной защитой США и убереженным от враждебных соседей. Будучи не в состоянии поддерживать себя, эта автономная зона в обозримом будущем так и будет страдать зависимостью от США. Тем не менее подобная стратегия, у которой нет четких параметров достижения успеха, — не то, что нужно Соединенным Штатам. Сирия никогда не была серьезной проблемой национальной безопасности США, и американские интересы там всегда ограничивались лишь тем, чтобы конфликт не поставил под угрозу более важные задачи Вашингтона в других областях региона.

Текущая стратегия США мало способствует достижению этой главной цели. Она также не привела к политическим реформам в Дамаске, не восстановила стабильность в стране и не способствовала уничтожению остатков боевиков «Исламского государства» (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Президенту Джо Байдену следовало бы изменить нынешний курс — вывести сотни американских солдат, дислоцированных в настоящее время в республике, а в сдерживании ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) положитья на Россию и Турцию.

Стратегия, зашедшая в тупик

Утверждается, что стратегия США на северо-востоке Сирии направлена на уничтожение остатков террористической группировки ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и лишение ее безопасных позиций, с которых она сможет осуществлять свои теракты. Хотя в ходе многолетней военной кампании, в которой приняли участие многие члены международного сообщества, террористическую группировку по большей части удалось уничтожить, оставшиеся ее члены по-прежнему осуществляют единичные и немасштабные нападения в Сирии и Ираке. Благодаря поддержке ДСС и их курдского ядра YPG со стороны США эти вооруженные формирования должны оказаться способными сдерживать ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) при минимальной внешней помощи и без необходимости полномасштабного развертывания США.

Несмотря на ее политическую привлекательность, эта стратегия глубоко ошибочна. Сирийские курдские союзники Соединенных Штатов обострили давнюю региональную напряженность между арабами и курдами. В частности, среди арабских общин широко распространено разочарование в связи с политическим господством курдов, которое им обеспечивают США, и тем, что контроль над местными месторождениями нефти принадлежит именно курдам.

Арабское население также выступало против коррупции в местной администрации, против той жестокости, с которой курды проводили свои контртеррористические операции, а также против призыва местных жителей в ряды ДСС. Со своей стороны, курдские силы осуществили ряд терактов с помощью заминированных автомобилей против арабских городов, находящихся под контролем турецких войск.

В такой среде, чреватой этнической напряженностью и межплеменными спорами, ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) может действовать с молчаливого согласия местных сообществ, а также вербовать из недовольных людей своих новых членов. США никогда не решат эту проблему, если в своей политике будут отдавать предпочтение возглавляемому курдами мини-государству на востоке Сирии.

Подробности - на ИА REGNUM.