Почему Никола постигла удача, и когда наконец это поймут Бурбоны?

ЕРЕВАН, 26 АПРЕЛЯ, 24News

նկար

Похоже, оппозиции в Армении наконец-то удалось объединиться вокруг одной повестки дня – добиться отставки Никола Пашиняна и его команды. Во всяком случае, на уровне лозунгов как члены блока Роберта Кочаряна "Армения", так и блока "Честь имею" начали уличную борьбу. Символично, что ровно четыре года назад в эти дни аналогичной деятельностью занимался действующий премьер-министр, который пешком из Гюмри пришел в Ереван и смог вывести на улицы десятки тысяч людей, добившись отставки Сержа Саргсяна. Сейчас можно часами обсуждать, могут ли методы нынешней оппозиции привести к смене власти в стране или нет, но, на мой взгляд, этот вопрос уже не является первоочередным, потому что перед этим они должны пояснить для себя: "поняли ли Бурбоны или нет?" Спустя годы после Французской революции, когда произошла реставрация королевской династии, многие французы стали повторять слова адмирала де Паны о роялистах: «Бурбоны так и ничему не научились и так и ничего не забыли».

Почему Никол пришел к власти?

Если мы на мгновение забудем о различных конспирологических и реалистичных теориях, которые существуют в связи с приходом Пашиняна к власти в 2018 году, мы должны понять, как так получилось, что находящемуся вне властных структур и имевшему небольшую партию рядовому депутату и бывшему редактору удалось свергнуть находящуюся у власти почти двадцать лет Республиканскую партию? Как так получилось, что до этого оппозиции, в том числе и объединенной, не удавалось ничего сделать против действующей власти, и именно Пашиняну удалось вывести на улицы десятки тысяч граждан? Ответ на этот вопрос насколько многослоен и глубок, настолько же и прост. Когда тогдашняя власть во главе с Сержем Саргсяном не пошла по пути тушения движения, то есть нейтрализации в первые же дни Никола и его пешей группы, то возможно и, я полагаю, это имеет геополитическую основу: сигналы внешних центров, карабахская проблема, и, что самое главное, молчаливая поддержка определенных слоев внутренней власти. Не бывает уличной смены власти, революции или переворота, которые не имеют внутренней составляющей: в истории нет таких случаев. Значит, и в правительстве Сержа Саргсяна были люди, поддерживавшие революцию Пашиняна, надеясь, что в результате всего этого они окажутся на вершине политического Олимпа. Кроме того, заявления второго президента Армении Роберта Кочаряна явным и скрытым образом сыграли значительную роль в дискредитации бывшей власти. Но, как говорится, не тут-то было, молчаливые сторонники, а может, и архитекторы слишком быстро пополнили ряды «отверженных»․ Таков жанр революции.

У многих сложилось ошибочное мнение о том, что правительство Сержа Саргсяна было монолитным: одноцентровым и вертикальным. На деле, однако, это был кратер балансировки интересов различных центров, где олигархи имели свою «жирную» долю. И именно в результате борьбы олигархов и государственников Республиканская власть дала первые трещины, и при этом, победила олигархия.

Когда в стране не бывает глубинных реформ, а выступающий перед обществом - маленький диктатор в дорогом и безвкусном костюме и в образе освободителя угнетенных, становится понятно, что в обществе начинает нарастать молчаливое недовольство и ненависть, которая не направлена ​​на какую-то часть власть имущих. Нет, она направлена на одного стоящего на вершине власти, с которыми люди связывают все свои беды - от автокатастроф до безработицы и разных геополитических проблем.

Нельзя так относиться к людям

Сколько бы народ не играл решающую роль в процессах, невнимание к общественному мнению, неумение направлять его и непроведение регулярных реформ в стране приводит к ненависти. Эта ненависть генерируется повсюду и в конечном итоге выливается на улицы. Задумывались ли когда-либо лидеры оппозиции о том, как так получается, что после стольких несчастий у Пашиняна осталась еще армия сторонников? Сколько бы ни оскорбляли этих людей, не называли их "чернью и зомби", все же эти люди - часть этой Армении, и с ними надо и должны считаться. А Никол это делает, правда делает это с популистскими целями, но делает. Разговаривает ли нынешняя оппозиция с народом? Ладно, покаялся ли народ, благодаря и по причине которого произошла революция?

Как и почему получилось, что накопилась такая ненависть к прежним властям? Возможно, часть этого была надуманна, часть - искусственна, но разве под всем этим не было реальности? Ведь они не были святыми.

И если сегодня оппозиция хочет, чтобы народ пошел за ней, то ее отдельные лидеры должны открыто и четко извиниться за ошибки прошлого, покаяться. Тогда, может быть, и будет, что народ поймет - «Бурбоны поняли и учли».

Продолжение следует

Сурен Камсаракан