Либо вас раскусают поодиночке, либо вы будете есть общий торт – Сергей Караганов

.

ЕРЕВАН, 17 ОКТЯБРЯ, /24News/. Собеседник 24News - декан факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского института Высшей Школы экономики РФ, политолог Сергей Караганов. В интервью затронуты вопросы о нынешнем состоянии и перспективах развития Евразийского экономического союза.

- Сергей Александрович, поговорим о ЕАЭС. Примерно две недели назад в Ереване состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета, на котором был поднят очень важный вопрос – об устранении преград на пути к экономической интеграции стран-членов Союза. Об этом говорил и председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян. Что нужно сделать для решения этих проблем нашего Союза?

- Думаю, следует создавать судебные органы. Это первое. А также необходимо политическое решение руководителей. Следует наделить руководителя Комиссии либо специально выбранное лицо полномочиями следить за выполнением решений. Считаю, не помешало бы постепенно вводить систему штрафов за невыполнение. Это следующий, более длинный этап, но к нему все же нужно идти, потому что мелкие нарушения, неисполнение решений Комиссии может приносить копеечную выгоду отдельным компаниям или странам, но при этом огромные убытки экономикам наших стран. Этап мелкого лоббизма – это потеря для национальных экономик. Я думаю, что ЕАЭС должен постепенно выходить на уровень, предусматривающий механизм принуждения.

- Можно ли внушить членам ЕАЭС мысль о том, что на смену национальным экономикам приходит союзная?

- У нас, как у молодых капиталистов есть желание схватить и сбежать, непонимание желания играть вдолгую. Кроме того, мы еще молодые страны и у нас есть страх за свой суверенитет. Я всегда говорил, что главная выгода от ЕАЭС не столько экономическая, сколько политическая. ЕАЭС – главный инструмент укрепления суверенитета всех наших стран. Так что нужно постепенно вести разъяснительную работу. Иначе говоря, либо вас раскусают поодиночке, либо вы будете есть общий торт. А наибольшую выгоду от ЕАЭС получают малые страны. Могу сказать, что в России регулярно раздаются голоса «а зачем они нам?» Но «они» - наши партнеры и соседи и нужны нам для игры вдолгую.   

-Сергей Александрович, как вы считаете, ЕАЭС – сугубо экономическое объединение или же Союз может ставить перед собой и иные задачи?

- Разумеется, на первых этапах руководители стран ЕАЭС, боявшиеся за только обретенный суверенитет, отталкивали от себя любые политические или культурные элементы проекта. Это «детская болезнь». Я утверждаю, что ЕАЭС, несмотря на свой экономический характер, глубоко политический союз, приносящий огромные политические выгоды всем странам, в первую очередь тем, что он укрепляет их суверенитет, открывает новые возможности. К примеру, система голосования по принципу «одна страна – один голос». Принцип, уравнивающий в правах Армению и Россию, позволяющий влиять на политику, причем гораздо более мощных соседей. Именно это укрепляет суверенитет стран ЕАЭС. Во-вторых, ЕАЭС качественно укрепляет политические и экономические позиции стран Союза в отношениях с их более более мощными партнерами. Например, что делали бы Киргизия или Казахстан, если бы остались один на один с Китаем? Что случилось бы с Арменией, если бы она осталась один на один с Турцией? Что было бы с Белоруссией, если бы она осталась один на один с ЕС или даже с одной Польшей? Эта выгода должна постепенно дойти до наших умов и сердец, и, конечно же, рано или поздно наше интеграционное объединение должно получить и культурное измерение. От этого в наибольшей степени выиграют опять же малые страны. Условно говоря, что такое для Армении выход на российский рынок или рынок других стран? Это увеличение в сотни раз аудитории писателей, художников, кинематографистов. Что такое казахская культурная элита, не имеющая выхода на большой русскоязычный рынок? Российская культура, возможно, может развиваться без выхода на другие рынки, но и она теряет от отсутствия взаимодействия с культурами других стран, которые на протяжении многих лет были частью ее культуры. Поэтому мы, безусловно, должны думать и о развитии культурного и образовательного измерения.

- Не так давно состоялась встреча председателя правительства России Дмитрия Медведева и руководителя ЕЭК Тиграна Саркисяна, в ходе которой российский премьер отметил роль главы Комиссии в вопросе облегчения процедуры принятия решений на евразийском пространстве. Дает ли такая оценка Медведева основания считать, что страны ЕАЭС созрели для расширения полномочий Евразийской экономической комиссии?   

- Безусловно, наши страны созрели для этого. Они созрели для расширения не только полномочий Коллегии, но и самого Союза. Нам всем, конечно же, выгодно исполнение решений. Это первое. А во-вторых, Медведев имел в виду и то обстоятельство, что Тигран Саркисян был одним из самых эффективных руководителей Коллегии за все это время. Просто потому, что он широко образован и обладает прекрасными дипломатическими способностями, он может решать огромное количество вопросов, не доводя до конфронтации. Тигран Суренович уходит – произойдет ротация, - но память о нем останется, да и он, я думаю, останется в нашей интеграции, как человек, внесший в ее становление гигантский личный вклад.